Как формировался образ советской женщины

Образное мышление

В начале 20-х годов 20 века, в новом государстве Советов, хорошо понимали, какие граждане нужны стране. И подошли к теме основательно и четко: в центр системы ценностей поставили общественность; индивидуальность и любые проявления личностных качеств стирали и называли негативными и вредными для советского человека. Расскажу, как формировался образ советской женщины на этом «благоприятном» фоне.

Жизнь по единому плану

Влияние созданного тогда образа до сих пор управляет женщинами и передается от матери к дочери. Представление о себе продумано и прочно вшито в сознание и клетки. 

Построение жизни по единому плану, внедрение техники, преобразование сознания людей, построение их в ячейки и преодоление индивидуализма, активизация субъектов и агитация в пользу нового.

Для женщины, которая тонко чувствует формы, цвет и посыл, это стало важным фактором понимания, что нужно меняться и какой нужно стать. Женщине того времени было невозможно встретить изящные, женственные образы.

Кругом — плакаты с рабочими женщинами, готовыми к бою машинами, которые на равне с мужчинами, весело пашут на благо партии. На этом «благоприятном» фоне, четко видно, как формировался образ советской женщины — должной всем, кроме самой себя.

Чем чаще что-то видишь, тем ярче образ, тем сильнее он проникает в сознание. Литература, кино, иллюстрации и фото в журналах несли женщине шаблон, который говорил, какой она должна быть. Красота проигрывала полезности и функциональности по всем направлениям. Планы, «пятилетки», достижения и одинаковость внедрялись на каждом шагу.

“Производственники” выводят на первый план принцип соотношения красоты и пользы художественного произведения, а конструктивисты стремились перейти от чисто художественной деятельности к практико-ориентированной.

Культура и искусство — инструменты идеологии

Культура стала инструментом идеологии, которая жестко и умело контролировалась сверху. Женщину-героиню, сильную и смелую описывали в книгах, показывали на экранах кинотеатров, воспевали. Она сражается с «белой сволочью», укрощает мартеновские печи, спасает поросят и становится победительницей всесоюзного конкурса. 

В то же время, в Европе, образ женщины кардинально противоположный: красивые, стильные и сексуальные кошки с ухоженными волосами и «буржуйским» макияжем. Этот образ повсеместно и резко осуждали.

Как формировался образ советской женщины
Советский плакат, 1929. Советская женщина осуждает «заразное наслаждение распутным видом» и «блеск скандальной красоты»

Образ женщины был продуман до мелочей. И, чтобы его разнообразить, ввели сочные, но понятные категории: рабочая женщина, крестьянка и женщина-интеллигент — научный деятель или руководитель. В любом случае, женщина — труженица и боевой патрон страны. 

Барбара Клеменс говорит: «Советская героиня сначала появилась на страницах периодических изданий как медсестра, комиссар в армии, даже как боец. Она была скромна, тверда, преданна, отважна, смела, трудолюбива, энергична и часто молода. Она не задумывалась о своем личном благополучии. Если она была нужна на фронте, она могла, хотя и с сожалением, оставить своих детей; мириться с физическими трудностями, не дрогнув принять бой, а в случае пленения — пытку и даже смерть, веря, что ее жертва стала вкладом в построение лучшего мира».

Мода — функциональность и символизм

Женщина «нового времени» отличается не только общественной вовлеченностью, политической подкованностью, но и нарядом. Продумывали все: цвет и фактуру тканей, крой и рисунок. Белье того времени — чистая функциональность, без каких-либо признаков изящества.

Понятие «мода» окрашивают резко негативно и крайне размывают: то оно сливается с понятием одежды, то разграничивается с ним, то воспринимается как процесс смены форм одежды.

Облик женщины подчеркнуто монументален и андрогинен. Женственность выявлена с помощью красной косынки, которая здесь не только символ революционной пропаганды, но и своеобразный признак женщины.

В качестве символического элемента используется красный цвет — он выделяет не только головные уборы, но и платье, детали антуража, буквы. Это символ революционной активности, символ свободы и будущего.

Формирование образа в сознании

Мелочи — самые важные компоненты формирования восприятия себя. И таких мелочей вокруг женщины были тысячи: архитектура, живопись, стихи, романы. Все учитывалось и влияло на сознание, чтобы создать «нового человека». Точнее, послушную, верную машину по производству детей, стали, зерна и продукции легкой промышленности. 

Общественные интересы ставили выше личных, желания предопределили, семью и детей лишены сакральности и традиций. Воспитание и образование много лет поддерживали стратегию формирования нужного образа. Хорошо помню, как девочку из моего класса позорили за накрашенные ногти и упрекали в пособничестве империалистам и врагам союза. Тогда каждого активно мотивировали виной, страхом порицания, поддерживали рабское и ничтожное осознание себя.

Что подумает общество?”, — до сих пор сидит в сознании людей.

К счастью, та система рухнула, на смену пришла новая. На первый взгляд, она дает больше свободы. Но лишь на первый взгляд. Потому как вокруг — снова шаблоны и рамки, эталоны красоты и сексуальности. Только выбор побогаче. Откуда ни возьмись, «всплыли» те, кто ведают и знают, какой должна быть женщина. Это боль, скажу я вам. 

Крепкий монолит образа «советской женщины» постепенно рушится и освобождается естественная, чистая, внутренняя мощь. Больно видеть, как она попадает под влияние новых, изощренных систем. Снова надо меняться, быть кем-то, чтобы соответствовать и жить счастливо. 

Я написал эту статью, чтобы проиллюстрировать, как формировался образ советской женщины в условиях навязываемой идеологии. Наглядно показать глубокий, но тонкий процесс формирования образа и восприятия себя. И влияние, которое он оказывает на качество жизни. Знание — это выход из лжи, иллюзий и возвращения себе себя.

Мы создали Клуб ТОТ для того, чтобы женщины освободились от бреда и глупости, которые им навязывают извне и проявили свою неповторимую суть: силу, мудрость, красоту. 

Доверяйте себе и раскрывайте истинный образ женщины, которой вы являетесь внутри. 

В статьи использовали материалы Е. Н. Черняевой о том, как формировался «идеальный образ» советского человека.

Григорий Болгов

Автор Технологии Образного Творения
Эксперт проекта

Оцените автора
Школа ТОТ
Добавить комментарий

  1. Ольга Тищенко

    Да… всё так

    Ответить
    1. Евгения Регер

      Ольга, спасибо за коммент 🙂 Я всегда так радуюсь, когда уведомления о них получаю!

      Ответить